Доступная среда

​Создание специальных условий для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в  МБДОУ «Детский сад №13 «Чебурашка»

В Учреждении создана целостная педагогическая система коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями зрения. Разработана и реализуется адаптированная образовательная программа для слабовидящих детей. Для реализации качественной  коррекционно-развивающей работы необходимы ряд условий:


Кадровое обеспечение
Организация ПМПК
Материально- техническое обеспечение

Кадровое обеспечение
Должность образование Курсы повышения квалификации Квалификационная
категория
1 Учитель-логопед высшее АНО ДПО "Международный
социально-гуманитарный институт"
«Технологии инклюзивного
образования детей с ОВЗ» 2017 год
Высшая
2 Учитель
дефектолог(тифлопедагог)
высшее АНО ДПО "Международный
социально-гуманитарный институт"
«Технологии инклюзивного
образования детей с ОВЗ» 2017 год
БУ ВО "Сургутский государственный
университет" "Реализация программ
реабилитации и развития детей
инвалидов, детей с ОВЗ в условиях
образовательного учреждения", 2018
Первая
​3​Педагог- психолог​высшее​АНО ДПО "Международный
социально-гуманитарный институт"
«Технологии инклюзивного
образования детей с ОВЗ» 2017 год
​Высшая
​4 ​Воспитатели групп​​высшее​АНО ДПО "Международный
социально-гуманитарный институт"
"Технологии инклюзивного
образования детей с ограниченными
возможностями здоровья", 2017
Центр дистанционного образования
«Прояви себя» «Инклюзивное
образование детей с ОВЗ в условиях
реализации ФГОС», 2018
БУ ВО "Сургутский государственный
университет" "Реализация программ
реабилитации и развития детей
инвалидов, детей с ОВЗ в условиях
образовательного учреждения", 2018
​высшая – 4 чел.
первая – 3 чел.
Организация ПМПК

Создание материально-технических условий для проведения коррекционно-развивающей работы:
В Учреждении функционируют кабинеты: тифлопедагогов,  педагога-психолога, учителя-логопеда. Кабинеты специалистов и групповые помещения оснащены специальным оборудованием, уголками с развивающими играми и пособиями для проведения «коррекционного часа» и др. 

​Сформирован банк современных коррекционно-развивающих методик, дидактических пособий, атрибутов и игрушек.

Кабинет уч
ителя-дефектолога (тифлопедагога)
Наименование Цель Оборудование, материал Методическое сопровождение
Зона зрительного
восприятия
Развитие
сенсорного
восприятия, умения
обследовать,
классифицировать и
группировать
предметы по
основным
признакам.
Подбор дидактических игр и
упражнений на развитие
сенсорных эталонов.
Подбор дидактических игр и
упражнений на соотнесение
изображения с силуэтным и
контурным изображением.
Подбор дидактических игр и
упражнений на развитие
осязательного восприятия.
Матрешки, пирамиды,
цветные эталоны предметов и
их изображение, эталоны
формы и величины.
Натуральные предметы,
силуэтные изображения,
трафареты, подбор картинок,
разрезные картинки.
Лото, домино.
Озвученные книги
«Волшебный карандаш»
Сташевский С.В. Основные методы
развития зрительного восприятия
при нарушении зрения.
Григорьева Л.П. Бернадская М.Э.
Солнцева О.Г. Развитие восприятия
ребенка.
Галанов А.С. Игры, которые лечат.
Жохов В.П. Плаксина Л.И. Григорян
Л.А. Технологии подготовки детей к
аппаратному лечению
Зона развития
ориентировки в
пространстве
Развитие умения
ориентироваться в
микро и макро
пространстве,
употреблять в речи
пространственные
термины
Подбор дидактических игр и
упражнений на развитие
ориентировки в пространстве.
Модели игровых комнат
(спальни, кухни, группы).
Планы различных
помещений.
План детского сада, группы.
 
Схемы различных помещений, детского сада, участков и т.д.
Альбомы по восприятию предметов разной величины и объема.
Модели транспорта.
Подставки. Грифельные доски.
Фланелеграфы для индивидуальной работы.

Мусейибова Т.А. Генезис отражения
пространства и пространственных
ориентаций у детей дошкольного
возраста.
Семаго Н.Я. Формирование
пространственных представлений у
детей.
Методические пособия и комплект демонстрационных материалов

​Зона развития
осязания и
мелкой моторики
​Формирование
умений и навыков
осязательного
восприятия
предметов и
явлений
окружающего мира,
выполнение
предметно
практических
действий с
помощью
сохранных
анализаторов.
​Подбор дидактических игр и
упражнений на выделение
признаков предмета,
определения поверхностей.
Картотека пальчиковых игр.
Картотека звуков и запахов.
Бусы, мозаика разной
величины и цвета. Наборы
различных видов
поверхностей, тканей.
Материалов на узнавание
свойств и признаков
предметов окружающего
мира, природный материал.
Мелкие предметы и игрушки
для «чудесного мешочка».
Тактильные книги.
Пособия Монтессори:
бизиборд-развивающие доски,
цветовой спектр, тактильные
таблички, доли- дроби,
цветные кольца, гардеробные рамки,
рамки – вкладыши,
 конструкторы,
кинетический песок. 
Музыкальные и шумовые 
игрушки.

​Плутаева Е. Развитие мелкой
моторики у детей 2-4 лет.
Савина Л.П. Пальчиковая
гимнастика для развития речи
дошкольников.
Светлова И.Е. Развиваем мелкую
моторику и координацию движения
рук.
Смирнова В.М. Система развития
мелкой моторики у детей
дошкольного возраста.
Солнцева В.А. 200- упражнений для
развития общей и мелкой моторики
у дошкольников и младших
школьников.
Ткаченко Т.А. Мелкая моторика.
Гимнастика для пальчиков.
Тимофеева Е.Ю. Пальчиковая
гимнастика
​Зона развития
социально
бытовой
ориентировки
​Развитие социально
бытовой
ориентировки и
формирование
навыков общения.
Развитие
полисенсорных и
бисенсорных
способностей.
Ознакомление с
трудом взрослых
​Набор дидактических игр и
упражнений, дидактического
материалаи иллюстраций по
темам: «Личная гигиена»,
«Одежда и обувь»,
«Питание», «Семья»,
«Культура поведения»,
«Жилище», «Транспорт»,
«Торговля», «Медицинская
помощь».
Материал подобран по
возрастам 3-4 и 5-7 лет
​Дружинина Л.А. Занятия по
развитию социально-бытовой
ориентировки с дошкольниками,
имеющими нарушения зрения.
Плаксина Л.И. Как учить
слабовидящего ребенка видеть и
понимать окружающий мир.
Плаксина Л.И.Проблемы воспитания
и социальной адаптации детей с
нарушением зрения.
 Подколзина Е.Н. Социально
бытовая ориентировка
дошкольников с нарушением зрения.
​Средства
обучения
Указки с яркими наконечниками.
Увеличительные приборы (лупы)
Дополнительное освещение на рабочем месте.
Дополнительное освещение доски.
Панно «Звездное небо»
Световой стол для занятий по развитию зрительного восприятия.
СД – проигрыватель.
Ноутбуки.
Шаблоны разного формата.
Трафареты, линейки.
Интерактивные доски.


Кабинет учителя-логопеда
Направления Цель Оборудование, материал Методическое сопровождение
Речевой центр Развитие
артикуляционного
аппарата,
мимических мышц,
постановка звуков.
Магнитная доска, зеркало,
рабочие логопедические
альбомы, дидактический
материал для развития
моторной координации
Арефьева Л.Н. Лексические темы по
развитию речи детей 4-8 лет.
Каше Г.А. Подготовка к школе детей
с недостатками речи.
Туманова Т.В. «Формирование
звукопроизношения у
дошкольников»
Пожиленко Е.А. Волшебный мир
звуков и слов
Сенсорный центр Формирование
сенсорных
эталонов.
Повышение
зрительной
работоспособности
Настольно-печатные
дидактические игры,
игрушки для развития
тактильных ощущений,
музыкальные шумовые
инструменты
Козырева Л.М. Звуковые разминки и
упражнения для совершенствования
техники чтения.
Васильева С.В. Соколова Н.
Логопедические игры для
дошкольников
Центр
зрительного
восприятия
Профилактика
зрительного
утомления
Пособия на снятия
зрительного утомления
Куликова Т.А. Мастерская букв.
Центр речевого
дыхания
Развитие речевого
дыхания
Картотека дыхательных
упражнений, пособия,
тренажеры на развитие
дыхания, мыльные пузыри и
пр.
Лопухина И Логопедия – 550
занимательных упражнений для
развития речи.
Селиверстов В.И. Речевые игры с
детьми.
​Информационный
центр
​Папки раскладушки с
информацией и
рекомендациями учителя
логопеда
Стенд «Советы родителям»
​Крупенчук О.И. Научите меня
говорить правильно.
Каше Г.А. Подготовка детей к школе
с недостатками речи.
Аганович З.Е. Сборник домашних
заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР.
Глинка Г.А. Буду говорить, писать правильно.
​Центр
методического
сопровождения
​Рабочая программа учителя –
логопеда.
Логопедические альбомы.
Диски.
Кирьянова Р.А. Комплексная
диагностика и ее использование
учителем- логопедом в
коррекционной работе с детьми 5-6
лет, имеющими тяжелые нарушения
речи.
Коноваленко В.В. Коноваленко С.В.
Фронтальные логопедические
занятия в старшей группе для детей
с общим недоразвитием речи.
Степанова О.А. Организация
логопедической работы в
дошкольном образовательном
учреждении.
ФиличеваТ.Б. Чиркина Г.В.
Воспитание и обучение детей
дошкольного возраста с фонетико
фонематическим недоразвитием.

Используемые образовательные ресурсы:
http://www.doshvozrast.ru
http://www.o-detstve.ru
http://www.logoped.ru
http://www.lodomag.ru
http://www.logopediya.com
http://www.karapuz.com
  


​ 

Кабинет педагога –психолога
Целью педагога - психолога в работе с детьми с ОВЗ является создание благоприятных условий для
полноценного проживания ребенком дошкольного детства, сохранения и укрепления психического здоровья
детей, интеллектуального и личностного развития каждого воспитанника с учетом индивидуальных
особенностей и возможностей.

Направление работыЦель Оборудование, материал Методический комплекс
Диагностический центрОсуществление
дифференцированно
й, сравнительной,
индивидуально
направленной
диагностики для
получения
объективных данных
о каждом ребенке,
позволяющих
построить
индивидуальную
коррекционную
программу с учетом
потенциальных
возможностей
каждого ребенка.
• комплекты материалов для
психолого-педагогического
обследования детей разных
возрастных групп
(«Коробочка форм»,
«Вкладыши», «Пирамидка»,
«Мисочки»,
«Конструирование по
образцу», «Включение в
ряд», «Эталоны»,
стимульные материалы
к диагностическим
методикам и тестам в
соответствии с возрастной
дифференциацией
воспитанников;
компьютерный набор
методик для диагностики;
1. Л.А.Ясюкова «Методика
определения готовности к школе»
2. Г. Вислак «Психодиагностика
готовности к школе»
3. Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко
«Экспресс диагностика в детском
саду»
4. М. Безруких, Л. Морозова
«Методика оценки уровня равзития
зрительно-моторного восприятия
5. Д. Векслер «Методика
исследования интеллекта»
6. М.М. Семаго, И.Я. Семаго
«Групповая диагностика
готовности к школе»
7. Диагностика адаптации детей
к условиям ДОУ.
8. Методика Стреблевой
«Ранняя диагностика умственной
отсталости»
9. Р.С. Немов. Психология. Кн.
3: Экспериментальная и
педагогическая психология и
психодиагностика. М.:
Просвещение; Владос, 1995.
 

​Коррекционный центр
​Создание условий
для раскрытия
потенциальных
возможностей
ребенка, коррекция
отклонений
психического
развития
​• Дидактические пособия
для познавательного
развития детей дошкольного
возраста. Автор
В.Воскобович, блоки
Дьенеша», игры Б.П.
Никитина
• зрительные ориентиры;
• стенка для хранения
игрушек, строительного
материала и пр.
• ковровое покрытия.
• материалы для
коррекционно - развивающей
работы (программы, бланки
- задания для детей,
развивающие игры и
пособия, демонстрационные
карточки различной
тематики, картотека игры и
упражнений
• материалы для
творческой деятельности
детей (бумага, цветные и
простые карандаши,
фломастеры, краски,
пластилин, маркеры для
доски и др.)
• вспомогательный
материал: наборы
деревянных развивающих 
игрушек,
наборы для сенсомоторного развития,
конструкторы и мозаики,
куклы - рукавички, маски
оппозиционных сказочных
героев, наборы "семья" и
ассоциативные куклы, мячи
разных размеров и фактуры

​1. О.Л. Князева, Р.Б.Стеркина «Я, ты,
мы» (социально-личностное развитие);
2. И.Л. Арцишевская «Работа
психолога с гиперактивными детьми в
детском саду»;
3. В.Воскобович «Сказочные
лабиринты» (для развития
интеллектуально-творческих
способностей у дошкольников);
4. Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина
«Практикум по детской психологии»
5. М.Н. Ильина «Подготовка к
школе» и другие.
6. Екжанова Е.А. Коррекционно
развивающее обучение и воспитание
дошкольников с нарушениями
интеллекта: методические рекомендации/
Е.А.Екжанова, Е.А.Стребелева. -М.:
Просвещение. 2009.
7. Е.А.Алябьева Коррекционно -
развивающие занятия для детей старшего
дошкольного возраста Москва, ,
«Сфера»,2003
8. Путешествие с гномом. Развитие
эмоциональной сферы дошкольников
Санкт-Петербург,2008. «Речь»
9. Развитие интеллектуальных
способностей у детей 6-7 лет. А.З.Зак.
Москва, 1996, «Новая школа»
10.Л.И. Катаева Коррекционно
развивающие занятия в
подготовительной группе.. Москва,2008, «Книголюб»
11.Психогимнастика. М.И.Чистякова,
Москва, «Просвещение»,1990
12.С.В., Слободняк Н.П. «Удивляюсь,
злюсь, боюсь, хвастаюсь, радуюсь» под
редакцией Крюковой, программа
эмоционального развития детей
дошкольного и младшего школьного
возраста
13.В.Л. Шарохина. Коррекционно
развивающие занятия в младшей группе
14.Практика сказкотерапии (под
редакцией Н.А.Сакович).
15.Психологические игры для детей.
Под ред. Светлановой И.А.
​Сектор взаимодействия с педагогами и родителями
​Оптимизация
взаимодействия
участников
образовательного
процесса и оказание
им психологической
помощи при
выстраивании и
реализации
индивидуальной
программы
воспитания и
развития
​ печатный материал:
буклеты, памятки различной
тематики, стендовая
информация
 литературу по
проблемам возрастного
развития детей, особенностей
их поведения, а также по
вопросам семейных
взаимоотношений;
 литературу по
проблемам познавательного,
личностно - эмоционального
развития детей, школьной
готовности, адаптации к
новым социальным условиям
и др.;
​1. Папки-передвижки «Советы
психолога»
2. Подборка рекомендаций по
воспитанию и обучению детей;
1. Гиппенрейтер Ю.Б. Общаться с
ребенком. Как? М.: Сфера, 2005
3. Библиотека для родителей:
4. О.Л. Зверева, Т.В. Кротова
«Родительские собрания в ДОУ»;
5. Наталья Барложецкая «Советы
опытной няни»;
6. Б. Адлер «Перехитрим малыша»;
7. Л. Образцова «Когда сдают
нервы»;
8. Е. Виноградова «Вредные
привычки» и другие.
​Методический сектор​ документация
(нормативная, специальная,
организационно -
методическая);
 литература и печатные
издания по повышению
научно - теоретического
уровня и профессиональной
компетентности;
 программы обработки и
анализа данных, полученных
в результате коррекционно -
диагностической
деятельности;
​1. Микляева Н.В., Микляева
Ю.В. "Работа педагога-психолога в
ДОУ", - М.: Айрис-пресс, 2005
2. Венгер Л.А., Агаева Е.Л.. Психолог
в детском саду. Руководство для
работы практического психолога. -
М.: Просвещение, 2003 г.
3. Практикум по возрастной
психологии: Учеб. Пособие /Под
ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. -
СПб.: Речь, 2005.
4. Рогов Е.И. Настольная книга
практического психолога в
образовании: Учебное пособие. -
М.: Владос, 1996.
5. Детская практическая психология:
Учебник / Под ред. Д38 проф. Т.Д.
Марцинковской. — М.: Гардарики,
2003.
6. Г.П. Лаврентьева, Т.М. Титаренко.
Практическая психология для
воспитателя. Вып. 1. Киев, 1992.
7. Т.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина.
Практикум по детской психологии.
М.: Просвещение, 1995.
8. Справочник педагога-психолога,
ЗАО «МЦФЭР»,2011-2012
9. Психолог в детском дошкольном
учреждении/ под ред.
Т.В.Лаврентьевой, Москва. «Новая
школа»,1996
​ Релаксационный сектор​Осуществление
коррекционной
работы,
направленной на
создание и
поддержание
эмоционального
благополучия,
развитие
эмоциональной
сферы, снижение
уровня
поведенческих
отклонений,
укрепление
психологического
здоровья
воспитанников, а
также –
профилактика
эмоционального
выгорания,
формирование
потребности в
самоуправлении и
само регуляции
своих
эмоциональных
состояний,
стремление к
повышению своего
личностного и профессионального роста педагогов
​• Релаксационный блок
предназначен для проведения
релаксаций, для снятия
негативных эмоций, общей
моторики, пространственных
представлений.
Оборудование: Зеркальные
элементы с фибероптической
подсветкой, помогающие
стимулировать тактильные и
зрительные рецепторы,
мягкое напольное покрытие,
кресла-мешки, музыкальный
центр с набором
аудиодисков, ароматические
масла, имеющие разное
назначение: тонизирующее,
стимулирующее иммунитет и
расслабляющее, изменяют
настроение, улучшают
эмоциональное состояние,
тактильные дорожки,
сенсорная тропа, кресла
мешки, Панно «Ночь»)
• Активационный блок 
для развития
коммуникативных навыков,
тактильного восприятия,
координации движений,
общей и мелкой моторики.
Оборудование: оборудование со светооптическими
эффектами и
интерактивными
переключателями,
проектор,сенсорные
(тактильные) панели для рук,
фонтаны света из
светодиодных шнуров, набор
тактильных шариков
(массажные мячики и др.),
тактильные дорожки,
Цветовой шнур, Сухой дождь
фонтаны света из
светодиодных шнуров


​1. И.А. Пазухина «Тренинговые
занятия по развитию эмоционального
мира дошкольников» и другие.
2. Саранская О.Н. Психологический
тренинг для дошкольников М.: НКЦ,
2011
3. Жевнеров В.Л. Сенсорная комната
– волшебный мир здоровья. Учебно –
методическое пособие. – СПб.:
Издательство ―ХОКА‖, 2007. – 416 с.
4. Титарь А.И. Игровые развивающие
занятия в сенсорной комнате:
Практическое пособие для ДОУ. – 2-е
изд. – М.: АРКТИ, 2009. – 88 с.:
5. Колос Г.Г. Сенсорная комната в
дошкольном учреждении: Практические
рекомендации. – 3-у изд. – М.: АРКТИ,
2008. – 80 с.



Комната Монтессори
Наименование Функциональное назначение Оборудование
Материал Монтессори для
развития мелкой моторики
Развитие мелкой моторики рук,
закрепление цвета, развитие
тактильных ощущений.
Геометрический ларец, планшеты с
геометрическими фигурами, таблички с
цифрами, шершавые таблички, шнуровка,
безбород «Елочка», пробирки с шариками,
ткани разной фактуры, настенные панно
«Геометрическое панно», «Застежки»,
«Тактильные мешочки». Материал для
сортировки, сортировочные планшеты.
Материал для развития
исследовательских и
конструктивно- инженерных
способностей.
Развитие познавательных
способностей, познавательной
активности, исследовательских
навыков
Материал для наблюдений в природе:
коллекции камней, коллекция почвы,
коллекция семян, коллекция игрушек
народных промыслов. Муляжи овощей и
фруктов, муляжи злаковых культур и
макет зерновых культур.
Современные конструкторы для развития
конструктивных способностей:
«Технолаб», «Лего», магнитные
конструкторы.
Материал для развития
математических способностей.
Развитие логического мышления,
математических способностей,
умение взаимодействовать друг с
другом.
Шахматы настенные, напольные,
настольные.
Серия конструкторов «ТИКО».
Интерактивная доска, магнитофон, компьютер, проведен интернет. Комплект интерактивных игр для детей.
Комплект упражнений зрительных гимнастик. Сборник релаксационной музыки.

Физкультурный зал
Функциональное назначение Оборудование
Развитие пространственной
ориентировки и координации
движений.
Развитие глазомера, мелкой моторики
Зрительные ориентиры, кольцебросы, кегли, городки, сенсорные дорожки, мячи со шнуром, резиновые мячи различного диаметра и цвета, мячи массажные, шумовые кубики, мешочки для метания, мешки для прыжков с  ручками, ходули на веревках, поймай мяч кольцом. Мячи на резинке для обучения детей. Спортивно - игровой инвентарь.
Сенсорная тропа, тактильные коврики.
Спортивные детские тренажеры: беговая дорожка, бегущая по волнам, велотренажер, силовой тренажер.
Тренажер для глаз «Хитрая рыбка», балансиры пластмассовые и резиновые, лесенка балансир. Баскетбольная стойка. Парашют.  Доска с колесами.


Большое внимание уделяем созданию специальной коррекционно-оздоровительной среды во всем пространстве детского
сада:
специальные зрительные ориентиры на лестнице до второго этажа,
сигнальные пятна на скамейках, шведской стенке в спортивном мини-зале;
в специальных коррекционных уголках в группах обязательным предметом являются подставки, меняющие угол
наклона в зависимости от диагноза ребенка, для действий с дидактическим материалом;
в групповых комнатах и кабинетах специалистов схемы зрительных траекторий по В. Ф. Базарному. В этом учебном
году педагоги пополнили группы и кабинеты новыми коррекционно-развивающими пособиями, изготовленными
своими силами для развития зрительного восприятия, прослеживающей функции глаза (зрительные траектории,
зрительные панно).
для восприятия дидактического материала в режиме движения используем кресты-вертушки, горки-волны,
зрительные лабиринты;
использование с детьми с нарушением речи и зрения компьютерных программ для лечения, диагностики и коррекции;
специальные игры для развития и тренировки зрения;
Наименование Цель Оборудование
Коррекционный
уголок по
зрительному
развитию
создание оптимальных условий для
деятельности глаз с целью повышения
зрительной работоспособности;
- профилактика появления зрительного
утомления и связанных с этим расстройств
зрения;
- вовлечение всех сохранных анализаторов
в процесс восприятия и формирования
предметных и пространственных
представлений на полисенсорной основе, а
так же в овладении способами познания
окружающего мира и самостоятельной
жизнедеятельности
.
Картотека игр: на развитие остроты зрения.
Картотека игр: на развитие осязания и мелкой
моторики рук.
Картотека игр на развитие ориентировки в
пространстве и во времени
Картотека игр на развитие зрительного
восприятия
Регулируемая указка для работы со
слабовидящими детьми
Уголок Монтессори
Зрительные ориентиры.
Дидактический материал на развитие мелкой
моторики.
Натуральные предметы для развития социально
бытовой ориентировки
ИКТ, ТСО Использование информационно -
коммуникационных технологий в
воспитательно-образовательном процессе
для развития личности дошкольника.
Интерактивные игры , магнитофон, набор СД
дисков.
Уголок речевого
развития
коррекция нарушений звукопроизношения;
-развитие фонематического слуха; -
формирование фонематического
восприятия;
-коррекция нарушений лексико –
грамматической стороны речи;
-развитие связной речи;
Картотека игр на формирование связной речи;
грамматический строй речи;
на обогащение словарного запаса; звуковой
культуры речи.
Картотека артикуляционных упражнений,
игры для формирования воздушной струи,
развития мелкой моторики, звуко-слогового
анализа и синтеза,
для автоматизации и дифференциации звуков,
пальчиковые театры,
музыкальные и шумовые инструменты

В Учреждении функционирует консультативный пункт для получения методической, психолого – педагогической и
консультативной помощи родителям детей, получающим дошкольное образование в форме семейного образования.