Игры для формирования зрительно-моторной координации

1. «КЛУБОЧЕК ДЛЯ КОТЕНКА»

Цель: учить ребёнка удерживать клубок в одной руке, наматывать на него нитку. 

Материал: клубок, игрушка (котёнок).

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку поиграть с котёнком. Распускает нитки, просит наматывать нитку на клубок, обращая внимание малыша на приближающуюся игрушку. При затруднениях используются совместные действия.

2. «РИСУЕМ КЛУБОК»

Цель: учить ребёнка удерживать карандаш, рисовать карандашом (фломастером).

Материал: два листа бумаги с аппликацией котёнка, карандаши.

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку рассмотреть аппликацию и говорит: «Котёнок хочет поиграть с клубочком, давай нарисуем клубок!» Показывает, как рисовать клубок на первом листе. Затем даёт ребёнку лист бумаги и предлагает самостоятельно нарисовать клубок для другого котёнка.

3. «ВЫЛОЖИ ДОРОЖКУ»

Цель: учить выполнять соотносящиеся действия.

Материал: мозаика с крупными деталями, игрушка (мишка).

Ход игры: Педагог говорит: «Мишка принёс интересную игру — мозаику. Давайте вместе поиграем». Показывает на образце простой вариант дорожки из одинаковых деталей, сообщает, что эту дорожку выложил мишка. Просит ребёнка выложить такую же. Затем показывает, как мишка топает по дорожке, произносит потешку:

Мишка топал по дорожке —
Топ-топ-топ — топ-топ-топ!
У него устали ножки.
Топ-топ-топ — топ-топ-топ!

 4. «ПОСАДИ ЦВЕТОЧКИ НА ЛУЖОК»

Цель: формировать зрительно- двигательную координацию.

Материал: зелёное полотно, на которое пришиты кнопки разного размера, цветы, вырезанные плотной ткани с пришитыми кнопками в центре, соответствующими тем, которые на полотне.

Ход игры:  Взрослый предлагает посадить лужок красивые цветочки. Объясняет, что цветок нужно пристегнуть  к соответствующей по цвету юбке. После того как все цветы "посажены», педагог просит собрать их в корзинку для мамы, показывает способ выполнения действий — отсоединения. Действия сопровождаются потешкой: 

Мы в корзинку соберём
яркие цветы:
Розы, лилии, тюльпаны —
всё для нашей мамы!

Аналогичную игру можно проводить с липучками и пуговицами.

5. «ПОМОЖЕМ МАМЕ»

Цель: продолжать учить выполнять соотносящиеся действия.

Материал: фасоль и орехи фундук (перемешанные), два прозрачных сосуда.

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку помочь маме разложить фасоль и орехи в сосуды, при этом показывает, что фасоль надо опускать в один   сосуд, а орехи — в другой. При затруднениях используются совместные действия и показ.

6. «ПОСАДИ БАБОЧКУ НА ПОЛЯНКУ»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой).

Материал: два картонных круга («полянки») двух цветов — жёлтого и красного, бабочки только одного цвета (жёлтого или красного) и одинакового размера. 

Ход игры:  Взрослый кладёт перед ребёнком «полянки» и говорит: «Бабочка любит свою полянку, это её домик». Берёт жёлтую бабочку, прикладывает её к красному кругу и говорит: «Это — не такой цвет, не её домик. Вот её домик (прикладывает к желтому кругу). Теперь ты посади всех бабочек на свою полянку». После того как задание выполнено, взрослый обобщает: «Полянка жёлтого цвета, и все бабочки тоже жёлтого цвета».

7. «УГОСТИ КУКОЛ»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов (выбор из двух). 

Материал: две куклы, одетые в разные платья (красное и жёлтое), набор посуды (блюдца, чашки, ложки) двух цветов. 

Ход игры: Взрослый обращает внимание ребёнка на кукол, которые пришли к нему в гости. «Куклы хотят, чтобы ты угостил их чаем. Каждая кукла хочет пить из своей чашки. Раздай им свои чашки». То же самое педагог просит сделать с блюдцами и ложками. При затруднениях использует метод сличения (такая — не такая). 

8. «ПОСТРОЙ ДОМИКИ»

Цель: развивать зрительную ориентировку на цвет предметов методом сличения (такой — не такой).

Материал: два кубика разного цвета, две призмы соответствующего цвета.

Ход игры: Взрослый строит домики, затем говорит ребёнку: «Смотри, какие получились домики! Вдруг налетел ветер (взрослый дует на дома и убирает крыши) и разрушил их. Построй такие же домики». При затруднениях показать малышу, как можно использовать метод сличения при постройке домиков. Игра заканчивается словами педагога: «У этого домика крыша такого же цвета, как домик (называет цвет), а  у этого домика — другая крыша, не такая (называет цвет)".

9. «БРОСЬ ШАРИК»

Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом, формировать ориентировку на величину.

Оборудование и материал: бассейн (таз с водой), пластмассовые шарики одного цвета и двух размеров. 

Ход игры: Взрослый показывает ребёнку большой шарик и просит дать такой же (выбор из двух шариков), оценивая результат действий малыша способом сравнения: «Ты взял такой, как у меня, ты взял большой шарик». После этого бросает его в бассейн и говорит: «Брось свой шарик». По окончании игры обобщает: «В бассейне все такие, большие, шарики». 

10. «СПРЯЧЬ МЯЧИК В КОРОБОЧКУ»

Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Материал: два мячика одного цвета и разного размера, две коробочки с крышками одинаковой формы, цвета, но разного размера.

Ход игры: Взрослый даёт ребёнку один из мячиков, предлагает спрятать в коробочку и закрыть её подходящей крышкой. В случаях затруднения показывает, что большой мячик в маленькую коробочку не входит, фиксируя результат действий: «Видишь, мячик большой, а коробочка маленькая. Давай спрячем его в большую коробку». 

11. «ПОСТРОЙ БАШНИ» 

Цель: развивать зрительную ориентировку на величину предмета, формировать практические способности ориентировки, учить пользоваться методом проб. 

Материал: набор кубиков одного цвета, двух размеров.

Ход игры: Взрослый ставит перед ребёнком набор кубиков и предлагает построить башни: «Будем строить вначале из таких, больших, кубиков». Берёт один большой кубик и показывает его малышу: «Бери все такие и ставь на этот кубик. Обращает внимание ребёнка, что если поставить маленький кубик, башня упадёт. После того как башня из больших кубиков будет построена, все кубики снова выкладываются перед ребёнком. «А теперь будем строить башню из маленьких кубиков».

 12. «КАТИТСЯ - НЕ КАТИТСЯ»

Цель: вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Материал: деревянный желобок (дощечка, расположенная под наклоном к горизонтальной поверхности), пластмассовые (деревянные) шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).

Ход игры: Взрослый ставит желобок (дощечку) перед ребёнком и предлагает поиграть. Берёт шарик, кладёт на верхнюю часть желобка и отпускает его. Шарик скатывается. Взрослый говорит: «Смотри, катится! А теперь ты бери», — предлагает ребёнку взять с подноса любой предмет, помогает расположить его на верхней части желобка. При этом комментирует: катится или не катится предмет. В случаях затруднения педагог выполняет действия руками ребёнка, обращая каждый раз внимание на свойство предмета (катится или не катится). После того как все предметы проверены, взрослый жестом и словом фиксирует выделенное свойство: шарики катятся, а кубики нет.

13. «ОПУСТИ ИГРУШКУ В СВОЙ ДОМИК"

Цель: вызывать интерес к свойству предметов окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Оборудование: две коробки: одна — с круглой прорезью, вторая — с квадратной, шарики и кубики одного цвета и размера (находятся на подносе).

Ход игры: Взрослый ставит перед ребёнком две коробки, берёт шарик, подносит к квадратной прорези и говорит: «Не проходит, не такая, надо в другую». Потом подносит шарик к круглой прорези, медленно опускает его и говорит: «Вот такая, круглая. Шарик круглый, у него такой домик». Затем предлагает малышу по очереди опускать предметы в прорези, каждый раз обращая его внимание на соответствие формы прорези и предмета. По окончании игры достаёт из каждой коробки опущенные предметы и обобщает выделенное свойство: «Здесь все такие, круглые, шарики. А здесь — не такие, здесь — кубики».

 14. «СОБЕРИ ПИРАМИДКИ»

Цель: закрепить практические и игровые действия с предметами в соответствии с их свойствами (форма).

Материал: две подставки с вертикально расположенными стержнями, набор шариков и кубиков одного размера и цвета со сквозными отверстиями.

Ход игры: Взрослый ставит перед ребёнком подставки, поднос с шариками. При этом обращает внимание малыша на то, что на одной подставке все предметы круглые, это шарики, а на другой не такие — кубики.

15. «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК»

Цель: вызывать интерес к действиям с предметами окружающего мира, к овладению выявлением их свойств практическим способом.

Материал: мешочек, два шарика и два кубика одного размера и одного цвета.

Ход игры: Взрослый показывает мешочек и на глазах у ребёнка кладёт в него шарик и кубик. Показывает второй кубик и даёт малышу его потрогать, рассмотреть. Затем предлагает достать из мешочка такой же предмет, сравнивая и обобщая выполненное действие: «Ты достал такой же кубик». Задание повторяется с шариком.

Учитель – дефектолог (тифлопедагог)
Зорина Татьяна Николаевна