Инклюзивное образование

ПРАВИТЕЛЬСТВО ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ

 ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 13 декабря 2013 г. N 543-п

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

В соответствии с пунктом 1 части 5 статьи 5 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", в целях создания необходимых условий для получения качественного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья Правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение об организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

2. Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных образований автономного округа обеспечить мероприятия по организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях.

Губернатор Ханты-Мансийского
автономного округа - Югры
Н.В.КОМАРОВА

Приложение к постановлению Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 13 декабря 2013 года N 543-п

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЦ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ХАНТЫ-МАНСИЙСКОМ АВТОНОМНОМ ОКРУГЕ - ЮГРЕ

1. Настоящее Положение определяет основы организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья) в образовательных организациях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - лица с ОВЗ).

2. Создание условий для инклюзивного образования лиц с ОВЗ в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре осуществляется в соответствии с Федеральными законами от 3 мая 2012 года N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов", от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования", Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июля 2013 года N 68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

3. Для организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре:

3.1. Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - Департамент):

обеспечивает разработку и утверждение необходимых нормативных правовых актов по организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ;

проводит сбор и анализ информации по вопросам организации инклюзивного образования в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре;

обеспечивает подготовку и повышение квалификации руководителей и педагогических работников образовательных организаций по вопросам инклюзивного образования;

организует методическое сопровождение инклюзивного образования в образовательных организациях, обеспечивающих совместное обучение лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (далее - образовательные организации);

осуществляет взаимодействие с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, органами местного самоуправления, органами, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, реализующими общеобразовательные программы, обеспечивающими совместное обучение лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития.

3.2. Органы местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры создают условия формирования и функционирования безбарьерной доступной среды для лиц с ОВЗ в образовательных организациях.

3.3. Органы местного самоуправления муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, осуществляющие управление в сфере образования:

обеспечивают разработку и утверждение необходимых нормативных правовых актов по организации инклюзивного образования лиц с ОВЗ в муниципальном образовании;

определяют образовательные организации, в которых организуется инклюзивное образование для лиц с ОВЗ;

инициируют включение в муниципальные программы мероприятий, направленных на создание доступной, безбарьерной среды в образовательных организациях;

организуют и проводят мероприятия по созданию равного доступа лицам с ОВЗ к обучению: оснащение образовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием, специализированным автотранспортом и др.;

выявляют потребность в прохождении курсовой подготовки и курсов повышения квалификации педагогов, работающих с лицами с ОВЗ, в рамках инклюзивного образования, в соответствии с которой направляют заявку в Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры;

инициируют и организуют проведение мероприятий, направленных на формирование толерантного отношения к лицам с ОВЗ в образовательных организациях, с привлечением общественных организаций инвалидов.

3.4. Образовательные организации:

реализуют основные общеобразовательные программы, обеспечивающие совместное обучение лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих нарушений развития;

организуют проведение мероприятий по формированию благоприятного психологического климата для лиц с ОВЗ в образовательной организации;

формируют заявку педагогов на прохождение курсов повышения квалификации по вопросам инклюзивного образования и направляют ее в органы местного самоуправления муниципальных образований, осуществляющие управление в сфере образования;

обеспечивают выполнение мероприятий по созданию равного доступа лицам с ОВЗ к обучению: оснащение образовательных организаций специальным, в том числе учебным, реабилитационным, компьютерным оборудованием, специализированным автотранспортом и др.;

организуют работу воспитателей (тьюторов), обеспечивающих сопровождение образовательного процесса в рамках инклюзивного образования.

4. Организация обучения лиц с ОВЗ в образовательных организациях осуществляется в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 года N 1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования".


 В соответствии со статьей 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", постановлением Правительства ХМАО – Югры от 5.09.2013г. № 359 –п «О порядке организации предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации», в целях обеспечения права на образование личности в соответствии с потребностями личности, адаптивности системы образования к уровню подготовки, особенностям развития, способностям и интересам в МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №13":

1. Настоящий порядок регламентирует предоставление психолого-педагогической и социальной помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, своем развитии и социальной адаптации, и их родителям (далее - помощь), педагогом-психологом, учителем – логопедом, учителями-дефектологами и воспитателями МБДОУ "Детский сад №13"(далее Учреждение).

2. Помощь воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, своем развитии и социальной адаптации, предоставляется в следующих формах:

1) психолого-педагогическое консультирование родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие, социально-адаптационные и индивидуальные занятия с воспитанниками, логопедическая помощь воспитанникам;

3. Помощь воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, своем развитии и социальной адаптации, предоставляется педагогом-психологом, учителем-логопедом, учителями - дефектологами и воспитателями Учреждения.

4. Специалистами Учреждения осуществляется комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации воспитанников, испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной программы, своем развитии и социальной адаптации, оказанию им помощи и осуществлению их связи с семьей (далее - Комплекс мероприятий).

5. Комплекс мероприятий включает:

1) диагностическое обследование;

2) консультирование родителей (законных представителей) по выявленным проблемам;

3) составление и реализация программы коррекционных и профилактических мероприятий для воспитанников, испытывающих трудности в освоении основной общеобразовательной программы, своем развитии и социальной адаптации, и родителей (законных представителей);

4) динамическое наблюдение за эффективностью проводимых мероприятий.

6. Предоставление помощи воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, своем развитии и социальной адаптации, оказывается на бесплатной основе.

7. Помощь воспитанникам, испытывающим трудности в освоении основной общеобразовательной программы, своем развитии и социальной адаптации, предоставляется на основании заявления их родителей (законных представителей).

8. Форма заявления утверждается директором Учреждения и размещается на сайте Учреждения.

9. Заявление подлежит регистрации в журнале регистрации заявлений в день его поступления и должно быть рассмотрено Учреждением в течение 3 рабочих дней со дня его регистрации.

10. В течение 3 рабочих дней с момента рассмотрения заявления директором Учреждения направляется информация родителям (законным представителям) о предоставлении помощи воспитаннику, испытывающему трудности в освоении основной общеобразовательной программы, своем развитии и социальной адаптации, по адресам, указанным в заявлении, для принятия ими решения.