Музыкально-художественная деятельность в детском саду

Реформирование системы дошкольного образования заставляет пересматривать устоявшиеся в теории и практике целевые установки, содержание, методы и формы работы с детьми. Так, в педагогических исследованиях заметно акцентируется необходимость применения гибких моделей и технологий образовательного процесса, предполагающих активацию самостоятельных действий детей и их творческих проявлений, гуманный, диалогический стиль общения педагога и ребенка, привлекательные для детей формы организации деятельности.

Современные цели и задачи дошкольного воспитания обозначены в ФГОС: цель – это формирование общей культуры детей, а задачиобразовательной области «Музыка» включают «развитие музыкальности, способности эмоционально воспринимать музыку, приобщение к музыкальному искусству».

В свете поставленных перед дошкольными учреждениями задач приобщения детей к культуре и искусству необходим приоритет культурных ценностей в содержании образования дошкольников.

Для реализации данного направления было разработано перспективно – тематическое и календарно – тематическое планирование, охватывающее весь день пребывания воспитанника в детском саду, все режимные моменты. Это позволит ребенку не просто эпизодически знакомиться с музыкальными произведениями мировых классиков, а также фольклорного наследия нашего народа, а быть погруженным в музыкальную среду, что благотворно влияет не только на духовное развитие ребенка, но и на психическое, физическое, интеллектуальное. Так, например, нами используются музыкальный материал во время утренней гимнастики. Веселый клоун Плюх превратит обычную двигательную разминку в увлекательную забаву. Тщательно подобранный музыкальный релаксационный фон позволит дисциплинировать детей за  завтраком,  обедом и ужином. Для этого музыкальным руководителем подобрана обширная фонотека классической музыки, а также сказок из цикла «Кушаем и слушаем». Музыка широко применяется и в других образовательных областях. Расслабить и успокоить детей во время «тихого часа» помогут колыбельные, как фольклорные, классические,  так и современных исполнителей.

Работа в данном направлении позволит нашим ребятам осуществить эмоционально – чувственное познание мира, реализовать первые опыты взаимодействия с музыкой, обогатить индивидуальный культурный опыт наладить социальные контакты и коммуникации, а также помочь в опытах самовыражения, творчества.

Планирование взаимодействия с родителями, семьями воспитанников позволяет нам решать такие задачи, как:

  • Эффективно развивать эмоционально – чувственную сферу каждой семьи;
  • Приобщать к культуре  и музыкальному искусству;
  • Насыщать домашнюю среду ребенка музыкой, используя её психофизиологические и социокультурные эффекты.

Нами используются такие формы работы с родителями, как

  • Ежемесячный журнал для родителей «Территория детства»
  • Интерактивное взаимодействие с родителями через сайт ДОУ;
  • Игровые практикумы для родителей по руководству музыкальным творчеством дошкольников;

(24 ДЕКАБРЯ прошел практикум «Встречаем Новый год в семье», где дети вместе с родителями весело и непринужденно участвовали во всех видах музыкальной деятельности, что, безусловно, сплотило семью и стало хорошей школой для родителей по проведению семейных досугов).

  • Ознакомление родителей с культурно – досуговыми  мероприятиями, проводимыми в детском саду со страниц сайта;
  • Интервьюирование родителей с целью изучения музыкальных пристрастий в семье и коррекции музыкального вкуса;

(В наше динамичное время родителям трудно выкроить минутку для длительного общения с педагогом. Поэтому такая форма работы с родителями, как интервьюирование, позволяет провести устный опрос, не отнимая много времени у вечно спешащих родителей.

  • Анкетирование.

(Эта форма работы также позволяет более эффективно вести  просветительскую работу с родителями и экономить время).

Раздатки.

  • Беседы, как тематические, так и индивидуальные по запросам родителей;
  • Оказание помощи родителям по созданию предметно – музыкальной среды в семье;
  • Пополнение фонотеки семьи музыкальными произведениями мировых классиков, адаптированными для слушания детьми дошкольного возраста, а также музыкальным материалом, используемым на занятиях;
  • Создание наглядно – педагогической пропаганды для родителей.