Страничка педагога-психолога


В помощь родителям 

ПОЗВОЛЬТЕ РЕБЕНКУ ОШИБАТЬСЯ
Раньше существовало правило, что родители должны воспитывать хороших и послушных детей. Это подразумевало наличие запретов и заповедей. Конечно, хороший и послушный ребенок был тот, который выполняет все требования родителей. Сегодня такие системы воспитания уже не приветствуются, ведь родители имеет совершенно иную цель в воспитании ребенка. Ребенок должен осознать, что есть добро и что есть зло, и он должен разобраться где что, ребенок должен развивать свое собственное мнение, должны приобрести знания разрешенного и запрещенного, он должен развивать свою собственную личность.

МЫШЕЧНОЕ РАССЛАБЛЕНИЕ 
Как известно, мышечная и эмоциональная раскованность — главное условие для естественной речи.

КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ВАШ РЕБЕНОК ГИПЕРАКТИВНЫМ? 
Прочитав начало статьи, не спешите ставить своему ребенку диагноз! Гиперактивность (СДВГ) – медицинский диагноз, который вправе поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов. Мы же можем заметить особенности поведения, определенные симптомы и обратиться к врачу – невропатологу, психологу - за консультацией, а затем вместе с ними помогать ребенку.

ПРОФИЛАКТИКА ТРЕВОЖНОСТИКАКИЕ ИГРУШКИ НЕОБХОДИМЫ ДЕТЯМ 
Развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. Вспомните свои любимые игрушки! Это не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик с огромным количеством немыслимых нарядов из тюля и т.д. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

ИГРАЙТЕ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ
Родители знают, что дети любят играть, поощряют их самостоятельные игры, покупают игрушки. Но не все при этом задумываются, каково воспитательное значение детских игр. Они считают, что игра служит для забавы, для развлечения ребёнка. Другие видят в ней одно из средств отвлечения малыша от шалостей, капризов, заполнение его свободного времени, чтобы был при деле.

МЕДЛИТЕЛЬНЫЕ ДЕТИ
Медлительные дети есть в каждом детском коллективе; все реакции таких детей имеют нечеткий характер: смеются негромко, плачут мало и тихо, нет лишних движений и жестов. Поведение медлительных детей отличается устойчивостью, однако высокий уровень тревоги влияет на взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, что затрудняет адаптацию ребенка к условиям образовательного учреждения, а затем и к школе.
Медлительные дети склонны к избирательности контактов со взрослыми и сверстниками; их пугает боязнь публичных выступлений; они демонстрируют низкий уровень социальной активности.
Дети-«тихони» легко соглашаются с мнением активных сверстников, т.е. легко принимают чужую точку зрения. Медлительность не является недостатком, но, как правило, доставляет немало неприятностей детям, сложностей педагогам и родителям.

ВОСПИТЫВАЕТ РЕБЕНКА. КАК?
Что такое воспитание? Наверное, каждая семья имеет свою концепцию и свои рецепты воспитания детей. Однако всем свойственно сталкиваться с проблемами, делать ошибки и мучиться общими вопросами. Давайте поговорим о наиболее распространенных стратегиях воспитания и их влиянии на ребенка.

КРИТЕРИИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ
Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша (“да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…”), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей не сформированы важные компоненты школьной готовности. Хотелось бы остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.

«ВЛИЯНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КЛИМАТА НА РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА»
​Что такое психологический климат?
Мало кто из нас знаком с таким понятием, как психологический климат. Вместе с тем, задумываемся мы над этим явлением или нет, психологическая атмосфера, царящая в семье, оказывает на каждого ее члена большое влияние.

ШЕСТЬ РЕЦЕПТОВ ИЗБАВЛЕНИЯ ОТ ГНЕВА, КОТОРЫЕ БУДУТ ПОЛЕЗНЫ РОДИТЕЛЯМ
Лучшим гарантом хорошего самообладания и адекватного поведения у детей является умение родителей владеть собой.

12 СОВЕТОВ РОДИТЕЛЯМ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и частных практиков, готовящих детей к вступительному собеседованию. И забывается простая истина: образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми — семьей.

ЧТО ТАКОЕ ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Учебная деятельность, которая становится главной для ребёнка при поступлении в школу, требует развития у дошкольника многих качеств. Среди них можно назвать такие, как речь, мышление, память, внимание, сформированность положительного отношения к учёбе, достаточный запас знаний и др. При этом для обозначения уровня подготовленности специалисты чаще всего используют понятие «готовность к обучению в школе».

ПРАВИЛА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ЖЕЛАЮЩИХ ИЗБЕЖАТЬ ИСТЕРИКИ
Ребенок постоянно учится управлять своим поведением, эмоциями и импульсами. Иногда способность сохранять самообладание утрачивается, что может привести к истерике. Нет ни одного волшебного способа устранить истерику, но есть много приемов, которые могут помочь, и задача родителей найти тот прием или приемы, которые подходят именно их ребенку.

ДЕТСКИЕ ИСТЕРИКИ
Детские истерики – это крайне неприятное явление, с которым сталкиваются все родители малышей. Возникновение детских истерик неизбежно, все дети проходят этот этап развития. Своими капризами и истериками ребенок пытается достичь желаемого или выразить свой гнев по поводу запретов или ограничений. Зачастую детские капризы и истерики совершенно необоснованны. Например, ребенок может устроить крик и плач, потому что ему не дали конфеты, которых в данный момент в доме может и не быть.

КАК СДЕЛАТЬ ТАК, ЧТОБЫ РЕБЕНОК ВАС СЛУШАЛ, СЛЫШАЛ И СЛУШАЛСЯ?
Некоторые родители часто бывают недовольны тем, что дети их не слушаются: не убирают за собой игрушки, не кушают что дают, не делают ещё что-нибудь так «как надо», ведут себя «неправильно». Да ещё и врут в ответ или закатывают истерики. Многие должны кричать, чтобы их услышали… А если попробовать взаимодействовать более спокойно?

​КАК ВОСПИТАТЬ ПОМОЩНИКА
Мы привыкли к тому, что дети наводят дома хаос, раскидывают игрушки и не дают нам спокойно прибраться. В том, что малыш устраивает беспорядок, виноваты сами родители. Стоит всего лишь сменить тактику поведения, и вы не узнаете своего ребёнка.

​ЛАСКОВОЕ ВОСПИТАНИЕ
О положительном эмоциональном контакте, ласковом воспитании важно не забывать и родителям дошколят, и родителям детей постарше. Казалось бы, что может быть проще, чем любить своего ребёнка, частичку себя? Но в наше «продвинутое» время многим родителям так сложно любить своих детей!

​УВЕРЕН ЛИ В СЕБЕ ВАШ РЕБЕНОК?
Самооценка развивается в несколько этапов, каждый из которых невероятно значим для малыша, но их важность взрослые нередко игнорируют. Долгое время было принято считать, что маленький ребенок совсем ничего не понимает, поэтому при детях обсуждались любые проблемы (в том числе их характер и поведение). Современная психология этого категорически не рекомендует и проповедует совсем иной подход: обращаться даже с новорожденным младенцем так же, как с осознанным, взрослым человеком.

​АДАПТАЦИЯ ИЛИ ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ДЕТСКИЙ САД
Вот и подрос ваш малыш. Он многое умеет делать сам, а что-то делает с вашей помощью. И в какой-то момент мама решает, что пора идти в детский сад. Это очень важное решение. И здесь родители всегда задают себе вопрос: дорос ли мой ребенок до детского сада?

​ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПЕРЕГРУЗОК
Понятие психологическая перегрузка чаще всего раскрывается через использование понятий «психическое здоровье» и «угроза». Что же может угрожать психическому здоровью ребенка, т.е. вызывать у него психологические перегрузки в условиях детского сада?

​ЧЕГО БОЯТСЯ МАМЫ...
Как известно, есть хорошие мамы, а есть - не очень. И хорошие мамы чем-то отличаются от плохих. Логично предположить, что хорошие своего ребенка любят. С этим точно не поспоришь. Но вот что значит «любят»? Очень часто любовь понимается, как забота. А забота - это желание все предусмотреть. А поскольку всё предусмотреть невозможно, то возникает тревога. И даже страх. Хорошая мама - тревожная мама, верно? Тогда получается, что любимый ребенок - нервный ребенок. Вот она - идиллия!

​СКОРО В ШКОЛУ
От игры к учебе, или кризис 6-7 лет. Когда-то совсем недавно наши дети были наивны и распахнуты, и мы "читали" их как открытую книгу. Теперь готовьтесь к иным временам. Даже самые чуткие родители не всегда могут понять, что думает и чувствует их юный наследник. У него появляется своя - внутренняя - жизнь, и он не собирается "за просто так" пускать туда взрослых. Почему и откуда взялась она? Посмотрим.
1. Просто ваш малыш (нет, уже не малыш) потерял две свои прелестные детские черты: наивную детскую непосредственность и импульсивность.
Ведь как было? Любой малыш кидается в свои дела, не задумываясь о последствиях. Дошкольник задумывается, но... не очень, и импульс "хочу" у него куда сильнее, чем мысль: "а что подумают обо мне другие..." и "к чему это приведет". Собственное импульсивное желание обычно перевешивало. Хочется поскакать по луже (и мама не увидит!) - и поскачет, очень захочется поводить паровоз - перевернул стулья, уселся на первый - и "ту-ту-у-у" - поехали!
Теперь, дожив до 6-7 лет, он научился думать о том, "что будет, если...", и заранее оценивать (прикидывать, просчитывать) ближайшие последствия своих поступков. Импульсивное поведение все равно пока перевешивает, но... пока. (По луже-то, если очень хочется, он, может, и не удержится и поскачет, но грязь со штанов и ботинок постарается оттереть - чтоб мама не заметила.)
2. Эмоции, как и прежде, бьют через край, но ребенок уже способен сознательно управлять своим поведением. Правда, получается это не сразу и не всегда, но с каждым днем все лучше и лучше. По крайней мере, он усиленно учится этому. Теперь, наревевшись во дворе от обиды, он может спокойно прийти, спокойно сказать вам что-то, и только по размазанному следу на щеках вы догадаетесь о том, что ему было плохо.
3. Растущий ребенок начинает обобщать свои переживания. И из-за этого/благодаря этому начинает вести себя не так, как прежде. Раньше у малыша случались и удачи, и промахи, и, в зависимости от определенного результата, он радовался или огорчался по определенному поводу. Но каждый такой случай, каждая неудача были как бы отдельным примером и в целом не влияли на мнение ребенка о самом себе. Теперь и плохие, и хорошие переживания суммируются. Определенный случай вытягивает из памяти другой, похожий на этот, одно переживание вытягивает из памяти другое, похожее, и подводится под общий знаменатель - обобщается. И из этой "суммы" делаются выводы "какой я" и "как ко мне относятся". И эта "сумма" напрямую влияет на отношение ребенка к самому себе и к тому делу, которым он занимается. Так, толстенькая и неуклюжая девочка все равно будет играть с подружками в "салки", даже если ее неохотно берут в игру и смеются над ней. Но однажды она наотрез откажется. В чем дело? Она "суммировала" все свои неудачи (в игре), все свои недостатки (во внешности) и все грустные эмоции, которые возникали из-за этого. То есть обобщила неприятные переживания. Она осознала, какая она неуклюжая и как нелепо она выглядит со стороны, когда играет. Категорический отказ делать то, что охотно делалось раньше (игры вместе со всеми), перевешивает желание. И все - никакие силы не заставят ее теперь гонять с подружками по двору. Конечно, все эти изменения в ребенке происходят не сразу и не вдруг, но они происходят, и это заставляет его меняться и быть недовольным тем, что есть, искать что-то новое, более комфортное для себя.
4. Взгляд на мир, окружающий его, становится более реалистичным. Ребенок уже не поверит, что камень живой, а из-за угла дома выглядывает не тетя Маруся, а баба-яга. И хотя мир вымысла и фантазии еще богат и ребенок по-прежнему любит волшебные сказки, он уже умеет отличать правду от вымысла.
5. Ребенок начинает осознавать свое место в системе человеческих отношений.
Теперь он будет стремиться занять новое, более взрослое положение в жизни. А это значит, что у него появляется своя внутренняя позиция. Она-то и определит затем отношение ребенка к самому себе, к другим людям, к миру в целом.